Пирамида эффективности обучения Дейла: миф или реальность?

Вы, вероятно, сталкивались с этой моделью — Пирамидой эффективности обучения Дейла (также известной как конус опыта Дейла). Она представляет собой иерархию методов обучения, где внизу находятся самые эффективные методы, а наверху — наименее. Согласно этой пирамиде, пассивные методы, такие как лекции и чтение, позволяют усвоить лишь 5−10% информации. В то же время, активные методы — дискуссии, практика и обучение персонала — способствуют усвоению до 90% материала.
Эта модель, появившаяся в работах американского педагога Эдгара Дейла, быстро стала популярной. Однако она часто приводилась в упрощённом и некорректном виде.

Интерактивные методы обучения персонала

Ролевые игры и симуляции
Условия, в которых сотрудники могут отрабатывать навыки в безопасной среде.
Групповые дискуссии и мозговые штурмы
Условия, которые способствуют обмену опытом и более глубокому пониманию материала.
Наставничество (менторинг) и практика
Более опытные коллеги обучают новичков, что, согласно пирамиде, является одним из самых эффективных методов обучения персонала.
Многие современные компании строят целые системы обучения, чтобы сделать этот процесс непрерывным и эффективным. Качественное обучение и развитие сотрудников — один из главных приоритетов управления персоналом.
Пирамида: почему это миф?
Несмотря на популярность и кажущуюся логичность, Пирамида эффективности обучения Дейла — это, скорее, миф, чем научно обоснованная модель. Оригинальный «конус опыта» Дейла не содержал никаких процентов. Эти цифры появились позже, вероятно, в результате некорректной интерпретации его идей другими авторами.
Исследование Metiri Group, проведённое в 2008 году, подтвердило, что идеальных решений для всех не существует. Проценты усвоения информации, указанные в пирамиде, — это, как выразились исследователи, «приятная иллюзия контроля», которая упрощает сложный процесс обучения персонала.

Эффективность обучения персонала зависит от:

Тип материала
Некоторый материал (например, теория) лучше усваивается через чтение, в то время как другие навыки (например, управление машиной) требуют практики.
Индивидуальные особенности обучающегося
У каждого человека свой уникальный стиль обучения.
Контекст
Обучение, оторванное от реальных рабочих задач, будет менее эффективным.
Вывод прост: не существует универсального рецепта. Вместо того чтобы слепо следовать пирамиде, важно использовать смешанный подход (blended learning), сочетая разные формы обучения персонала — от лекций до практических заданий — для достижения наилучшего результата.
Только так можно создать по-настоящему эффективную систему обучения персонала. Разработка обучения персонала должна основываться на конкретных целях и потребностях организации, а не на устаревших моделях.